Что такое платежный календарь предприятия и зачем он нужен?
Эффективное управление денежными потоками предприятия – обязательное условие его стабильной работы. Один из важных моментов в этой связи – балансировка расходов и поступлений денежных средств во времени. Без этого велика вероятность возникновения проблем при оплате счетов поставщиков, что в конечном итоге приводит к недогрузке мощностей или оплате штрафных санкций.
С другой стороны, правильный учет и анализ денежных потоков может позволить выявить незадействованные источники получения предприятием дополнительного дохода, не связанного с основными направлениями его деятельности (самый простой пример – проценты по краткосрочным депозитам), также это необходимо для грамотного управления кредиторской и дебиторской задолженностью.
Платежный календарь – способ контроля ликвидности компании. Он представляет собой краткосрочный график движения денежных средств, связанный со всеми видами деятельности фирмы. Платежный календарь в обязательном порядке увязывается с бюджетами предприятия и чаще всего предполагает подневную детализацию. Для грамотного использования этого инструмента сначала должна быть проанализирована вся система бюджетирования (особенно тщательно в части БДДС) и четко определены центры финансовой ответственности (ЦФО).
Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО, ознакомьтесь с нашим специальным предложением.
Платежный календарь может реализовываться в различных формах, но перечень обязательных элементов неизменен:
- информация о поступлениях;
- данные о выбытиях;
- данные об остатках.
Именно эта информация дает возможность использовать платежный календарь как аналитический инструмент.
Этапы составления платежного календаря
Процедуру составления бюджетного календаря можно разделить на три основных этапа:
- бюджетирование в рамках БДДС;
- формирование правил осуществления выплат;
- автоматизация процедуры составления платежного календаря.
На этапе создания БДДС осуществляется разработка структуры бюджета, выявляются объемы и даты денежных поступлений и необходимых расходов. Эта процедура проводится в тесном взаимодействии с представителями ЦФО. Возможно применение сценарного планирования. По каждому виду деятельности проводится расчет чистого денежного потока (ЧДП).
Один из обязательных результатов этого этапа – сбалансированный график поступлений и выплат, исключающий возникновение «кассовых разрывов». На этом же этапе нужно выявить резервы незадействованных денежных средств и принять решение об их использовании (на основе имеющихся возможностей и оценки рисков деятельности предприятия).
При формировании правил осуществления выплат необходимо точно определить полномочия и компетенции инициаторов платежей, механизм подачи заявок, их утверждения или отклонения. В этот момент регламентируется процедура составления реестра платежей на день и неделю, закрепляется перечень «защищенных» статей, а также процедура согласования сверхлимитных затрат.
Как правило, используется следующий алгоритм осуществления платежа:
- внесение соответствующей заявки инициатором;
- проверка соответствия платежа утвержденному платежному календарю (руководителем ЦФО или финансовой службой);
- согласование отклонений от бюджета при возникновении таковых;
- согласование платежа с финансовой службой;
- передача указания на осуществление платежа в бухгалтерию.
На третьем этапе нужно автоматизировать прохождение информационных потоков, связанных с составлением платежного календаря, осуществлением платежей и приходом поступлений денежных средств. В данном случае нужно изучить используемые базы данных 1С, регламентировать внутренние аналитические формы и режимы доступа к информации. При небольших масштабах деятельности удается ограничиться использованием корпоративной электронной почты и Excel.
Пример формирования платежного календаря в Excel
Условная компания работает в ряде крупных городов и имеет разветвленную филиальную структуру. В процессе управления компанией было принято решение о централизации управленческого учета с целью обоснования перераспределения денежных средств между филиалами. Это потребовало изменений в системе контроля движения денежных потоков.
С целью реализации этой задачи:
- был налажен механизм поступления информации от региональных офисов в процессе составления БДДС, балансировки поступлений и выплат, в итоге платежный календарь в 1С принял такой вид:
; - были созданы унифицированные формы заявок на осуществление платежей и платежных реестров;
- регламентирована процедура согласования платежей посредством электронного документооборота;
- предоставлен персональный доступ к информации ответственным сотрудникам;
- созданные процедуры закреплены в соответствующих положениях;
- по результатам работы в отчетном периоде проанализировано соответствие реальных доходов и расходов составленному ранее платежному календарю и причины отклонений;
- на руководителей ЦФО, допустивших необоснованные существенные отклонения, наложены взыскания.
К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.
СПРОСИТЕ в комментариях!