Закажите бесплатный расчет стоимости вашей задачи по 1С!
Перезвоним за 10 минут!

Бюджетирование в 1С ERP

Бюджетирование в 1С ERP обеспечивается функционалом специализированной подсистемы «Бюджетирование». В  1С ERP 2.0 был объединен опыт 1С УПП 1.3 и других прикладных решений, в том числе и отраслевых.

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим специальным предложением.

Функционал подсистемы определяется концепцией:

  • Использование функционала подсистемы регулируется функциональной опцией «Бюджетирование» в разделе «Администрирование/ Бюджетирование и международный учет».
  • В информационной базе может быть создано несколько бюджетных моделей, но действующей в конкретный период времени может быть только одна из них. Перечень бюджетных моделей хранится в справочнике «Модели бюджетирования».

Правила формирования финансовой структуры в подсистеме бюджетирование 1С ERP

Для каждой модели бюджетирования формируется правила формирования финансовой структуры (перечень ЦФО), структура бюджетов, бюджетный регламент и порядок лимитирования.

При этом:

  • Для формирования финансовой структуры в прикладном решении могут использоваться элементы справочника «Организации» и/или «Структура предприятия». Таким образом, в качестве ЦФО для конкретной модели могут использоваться только организации, только подразделения или их совокупности.
  • Структура бюджетов хранится в справочнике «Виды бюджетов». В состав структуры могут входить статьи бюджетов, показатели бюджетов. В структуру бюджета могут входить производные показатели, которые могут быть рассчитаны при помощи нефинансовых показателей. Созданная структура вида бюджета может использоваться для ввода плановых показателей.
  • Статьи бюджетов хранятся в справочнике «Статьи бюджетов». Статьи бюджетов соответствуют хозяйственным операциям. Для статьи бюджетов могут быть опционально заданы шесть видов аналитики. Перечень видов аналитик хранится в плане видов характеристик «Аналитики статей бюджетов». Аналитиками статей бюджетов могут быть справочники оперативного учета, например, Номенклатура, Статьи расходов и т.д. Для вида аналитики может быть указана возможность ведения количественного и валютного учета.
  • Показатели бюджетов хранятся в справочнике «Показатели бюджетов». Показатели бюджетов – это, по сути, статьи прогнозного баланса, который можно получить по окончанию процесса формирования плановых данных. Использование показателей бюджетов не является обязательным. Показатели бюджетов должны быть связаны со статьями бюджетов, которые оказывают на них влияние (уменьшают или увеличивают значение показателя). Связи между показателями бюджетов и статьями бюджетов настраивается в регистре сведений «Связи показателей бюджетов».
  • Для статьи бюджетов и показателя бюджетов в прикладном решении может быть создано правило получения фактических данных. Данные могут быть получены из регламентированного, оперативного, международного учета или произвольным образом с использованием схемы компоновки данных.
  • Нефинансовые показатели хранятся в справочнике «Нефинансовые показатели». Значения нефинансовых показателей могут использоваться как коэффициенты и вспомогательные значения для расчетов, как шкалы для распределения. Ввод значений нефинансовых показателей выполняется при помощи документа «Установка значений нефинансовых показателей».
  • Для хранения бюджетного регламента используется справочник «Шаги бюджетного процесса». Использование механизмов управления регламентом бюджетного процесса регулируется функциональной опцией «Бюджетные процессы» в разделе «Администрирование/ Бюджетирование и международный учет».
  • Для формирования лимитов на расходование денежных средств и заполнения документа «Лимиты расхода ДС» по данным бюджетирования в бюджетной модели устанавливается флаг «Лимиты расхода по данным бюджетирования», указывается сценарий и перечень статей бюджетов, по которым может осуществляться лимитирование.

Лимитирование в подсистеме бюджетирование 1С ERP

  • Для планирования данных в подсистеме используются сценарии планирования, которые хранятся в справочнике «Сценарии». Использование сценариев планирования позволяет создать в информационной базе несколько независимых версий и вариантов плановых данных, в том числе с учетом разных прогнозных курсов валют.
  • Планирование данных по видам бюджетов и сценариям осуществляется при помощи документа «Экземпляры бюджетов».
  • Отчеты для план-фактного анализа данных строятся по видам бюджетов с возможностью гибкой настройки группировок измерений, статей и показателей.

Состав основных объектов подсистемы бюджетирование 1С ERP и взаимосвязи между ними

Схема бюджетирование в 1С ERP

Элементы настроек подсистемы бюджетирование в 1С ERP

Статьи бюджетов

Перечень статей бюджетов, которые могут использоваться при формировании структуры определенного вида бюджета, хранится в справочнике «Статьи бюджетов».

Для каждой статьи бюджета указывается использование аналитики, ведение количественного и валютного учета. Ведение количественного и валютного учета может быть настроено через выбранные виды аналитики.

При помощи команд из формы справочника можно перейти к формам для ввода списка зависимых показателей и правил получения фактических данных.

Статьи бюджета бюджетирование в 1С ERP

Показатели бюджетов

Перечень показателей бюджетов, которые могут использоваться при формировании структуры определенного вида бюджета, хранится в справочнике «Показатели бюджетов».

Для каждого показателя указыается использование аналитики и показатели для планирования. Из формы справочника при помощи команд панели навигации можно перейти к списку влияющих статей и правилам получения фактических данных.

Связи показателей бюджетов

Формирование значения показателей бюджетов осуществляется при помощи изменения значения определенных влияющих статей оборотов. Для хранения этих взаимосвязей используется регистр сведений «Связи показателей бюджетов».

При определении зависимости указываются связанные статья и показатель бюджетов, характер влияния (расход, приход, коэффициент) и параметры трансляции аналитики. Используемые зависимости могут быть проанализированы при помощи отчета «Связи статей и показателей бюджета».

Связи показателей бюджетов бюджетирование 1С ERP

Нефинансовые показатели

При формировании плановых данных в прикладном решении могут использоваться нефинансовые показатели. При помощи нефинансовых показателей можно рассчитать зависимые статьи бюджетов по заданным планируемым значениям. Например, при помощи нефинансовых показателей, можно выполнить расчет планового ФОТ или объема продаж в суммовом выражении.

Для каждого нефинансового показателя указываются виды аналитики, детализация, вид показателя (денежный, коэффициенты, количественный) и правила хранения показателя (в документе или в других подсистемах).

Для ввода значений нефинансовых показателей в прикладном решении используется документ «Установка значений нефинансовых показателей».

Документ может быть заполнен по шаблону. Формирование шаблонов заполнения нефинансовых показателей может быть выполнено непосредственно в документе «Установка значений нефинансовых показателей».

Модели бюджетирования

Все используемые на предприятии бюджетные модели описываются в справочнике «Модели бюджетирования».

Бюджетная модель определяет:

  • Использование обязательных сквозных аналитик по организаям и подразделениям.
  • Периодичность планирования и регламент планирования.
  • Требования к лимитированию при планировании расхода денежных средств, сценарий для ввода лимитов и перечень статей, по которым требуется лимитирование.
  • Структуру бюджетов.

Модели бюджетов бюджетирование 1С ERP

При вводе регламента планирования в подчиненном справочнике в иерархии создается перечень и последовательность выполнения шагов.

Шаги этапов могут объединяться в этапы процесса (группы справочника). Этапы процесса могут быть повторяемыми с определенной периодичностью. Этапы процесса определяют порядок выполнения задач (до или после начала или окончания периода).

Для каждого шага указываются параметры формирования бюджетных задач.

Виды бюджетов в подсистеме бюджетирование 1С ERP

Виды бюджетов создаются и хранятся в одноименном справочнике и могут использоваться в рамках конкретной бюджетной модели.

Структура бюджета проектируется визуально при помощи интерфейса, аналогичного интерфейсу генератора финансовых отчетов из подсистемы «Финансовый учет и отчетность по МСФО».

Структура бюджета формируется добавлением в нее элементов (элементов оформления, таблиц, группировок, формул, статей и показателей), расположенных в левой части интерфейса.

В качестве измерений в структуре бюджетов могут указываться периоды, валюта и все виды аналитики, которые выбраны в плане видов характеристик «Аналитики статей бюджетов». При этом аналитика может быть задана фиксированным списком элементов справочника или списком всех элементов справочника, по которым в периоде формирования бюджетного отчета имеются обороты и остатки.

При использовании фиксированных значений аналитики в структуру бюджета опционально добавляется строка «прочее…» с выводом суммарных значений по остальным значениям аналитики. Пример приведен на скриншоте выше.

Статьи и показатели бюджетов в структуре вида бюджета могут выводиться в таблицах, при этом доступны три вида таблиц:

  • Статьи и показатели бюджетов располагаются в строках, а аналитика и периоды в колонках таблицы.
  • Статьи и показатели бюджетов располагаются в колонках, а аналитика и периоды в строках таблицы.
  • Сложная таблица с произвольным расположением показателей и формул. Статьи и показатели бюджетов располагаются по конкретным ячейкам отчета.

В структуре могут использоваться производные показатели, которые формируются по определенной формуле. В качестве операндов в формуле могут использоваться статьи и показатели бюджетов. При создании формулы могут использоваться арифметические, логические операторы и различные функции (сложения, выделения среднего, максимального, минимального значения, условия и т.п.).

Если для вида бюджета установлен флаг «Использовать для ввода плана» созданная структура бюджета может использоваться для ввода плановых данных при помощи документа «Экземпляр отчетов».

Такие бюджеты имею ограничения по гибкости настройки структуры по сравнению с видами бюджетов, которые используются для формирования бюджетных отчетов. Например, для таких бюджетов нельзя использовать измерения сценарий, подразделение, организация, так как они указываются в шапке документа «Экземпляр бюджета» при вводе плановых данных.

Ввод плановых данных

Ввод плановых данных в прикладном решении выполняется при помощи документа «Экземпляр бюджета».

В документе указывается сценарий, период планирования, вид бюджета, значения обязательных аналитик и плановые данные в структуре выбранного вида бюджета.

Процесс ввода плановых данных в экземпляр бюджета представляет собой ввод данных в ячейки формы бюджета. При вводе плановых данных выполняется автоматически расчет связанных статей и показателей, а также итогов по группам статей. Ввод плановых данных в экземпляр бюджета может быть выполнен в любой валюте. При проведении документа плановые данные хранятся в валюте документа, валюте сценария, валюте управленческого учета и валюте регламентированного учета.

Плановые данные могут быть загружены из внешних файлов в формате *xls.

Документ позволяет осуществлять как ввод, так и корректировку плановых данных.

При установке в модели бюджетирования флага «Утверждать бюджеты», становится доступно управление статусами документов из бюджетных задач.

Если для модели бюджетирования используется бюджетный процесс, ввод документов «Экземпляры бюджетов» может выполняться при помощи механизма задач бюджетирования. По факту выполнения пользователями одних задач в информационной базе формируются новые задачи в соответствии с бюджетным процессом. Автоматическое формирование задач может выполняться регламентным заданием «Формирование бюджетных задач», которое доступно в разделе «Администрирование/ Поддержка и обслуживание/ Регламентные и фоновые задания/ Формирование бюджетных задач».

Для разделения процесса работы с экземплярами бюджета по зонам ответственности пользователей может в прикладном решении быть использован механизм статусов. При установке в бюджетной модели флага «Утверждать бюджеты» статусы документов «Экземпляр отчетов» могут устанавливаться из задач бюджетирования. Статусы документов влияют на ввод новых задач и формирование бюджетных отчетов.

Функции контроля и анализа

Управление бюджетным процессом

Для контроля и управления бюджетным процессом в прикладном решении используется рабочее место «Управление бюджетным процессом». При помощи этого рабочего места в виде диаграммы Ганта осуществляется контроль исполнения бюджетного процесса.

Функции рабочего места позволяют сформировать три вида диаграмм

  • Обзор бюджетного процесса. Позволяет проанализировать все этапы бюджетного процесса с периодичностью, заданной в модели бюджетирования.
  • Задачи по периодам. Позволяет проанализировать задачи, которые должны быть выполнены за период, указанный при формировании диаграммы. Задачи в диаграмме группируются по периодам исполнения.
  • Задачи по исполнителям. Также позволяет проанализировать задачи, которые должны быть выполнены за период, указанный при формировании диаграммы. Вид предполагает группировку по исполнителям, что позволяет оценить загрузку персонала, который участвует в бюджетном процессе.

В диаграммах могут выводиться следующие показатели:

  • План. Плановые шаги бюджетного процесса.
  • Факт. Фактически сформированные задачи.
  • План-факт. Планируемые шаги и фактические задачи.

При анализе фактических показателей и наличии задержек в отчете могут выводиться прогнозы по задачам, которые будут сформированы с учетом текущих задержек.

Анализ и контроль исполнения бюджетов

Для анализа плановых данных и план-фактного анализа данных в прикладном решении используется рабочее место «Бюджетные отчеты». Для план-фактного анализа и анализа фактических данных используются отдельные виды бюджетов, которые не предусмотрены для ввода плановых показателей.

В этой статье вкратце описан функционал подсистемы бюджетирование 1С ERP. Заявленный функционал обещает реализацию процедуры бюджетирования с условием полного повторения логики заложенной в системе.

В процессе тестирования был обнаружен существенный недостаток. Так и не получилось собрать данные произвольным запросом. Надеюсь фирма 1С в скором времени даст пояснения по этому вопросу.

Отличительной чертой программного продукта 1С ERP, в частности его подсистемы бюджетирования, является отсутствие какой-либо внятной и качественной документации. Каруселью с логикой от релиза к релизу. Основательно подумайте прежде чем примите решение о приобретении обозначенного программного продукта.

Остались вопросы?

Задайте ВОПРОС на нашем форуме 1С! ››

СПРОСИТЕ в комментариях!

Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*